Блог о карьере

«БАТ Россия»: лидерство на практике

Практика «Производство» компании Graduate
БАТ Россия

Менеджер по развитию и обучению персонала компании «БАТ Россия» Ольга Климанович и директор по корпоративным отношениям Александр Лютый поделились с eGraduate.ru планами компании на будущее и роли нового поколения специалистов в их реализации.


Перед «Бритиш Американ Тобакко Россия» стоит амбициозная цель: компания намерена достигнуть лидерства на российском табачном рынке по всем показателям к 2010 году. При этом «БАТ Россия» определяет лидерство не только как первое место на рынке по объему и стоимости продаж, но и как первое место с точки зрения репутации компании и условий труда сотрудников. О том, как реализуются на практике и за счет чего претворяются в жизнь такие цели, мы постарались узнать у Александра Лютого, директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» и у Ольги Климанович, менеджера по развитию и обучению персонала «БАТ Россия».

Бизнес

Новости своевременно

Получайте новости eGraduate.ru

По e-mail
RSS

— Не могли бы Вы рассказать, что представляет собой табачная фабрика?

— На табачных фабриках «БАТ Россия» табачное сырье и материалы перерабатываются в готовую продукцию — сигареты — в соответствии со стандартами качества «Бритиш Американ Тобакко». На фабрике есть несколько отделов: отдел логистики, который отвечает за доставку и хранение продукции и материалов; отдел по производству табака, в котором обрабатывается сухой табачный лист; отдел по производству сигаретных фильтров; отдел по производству сигарет, где сигареты производятся и упаковываются в пачки. Также на фабрике есть отдел гарантии качества, который следит за качеством выпускаемой продукции, и административные отделы.

— Планируется ли расширять производство в России, и каким образом это будет происходить?

— Да, такие планы есть, более того, программа по расширению производственных мощностей всех трех фабрик «БАТ Россия» входит в завершающую стадию. Эта программа была одобрена советом директоров «Бритиш Американ Тобакко» в 2005 году. Согласно программе, в расширение производственных мощностей и модернизацию фабрик «БАТ-Ява» в Москве, «БАТ-СПб» в Санкт-Петербурге и «БАТ-СТФ» в Саратове с 2005 по 2009 год будет вложено порядка 170 млн. долларов США. В результате этих инвестиций к 2009 году «БАТ Россия» увеличит свои мощности с 83 до 115 млрд. шт. сигарет в год.

— С каждым годом правительство вводит все новые ограничения для табачных компаний. Так, в начале этого года был введен запрет наружной рекламы. Все это, безусловно, заставляет искать новые каналы коммуникации с потребителем. Расскажите, пожалуйста, о специфике продвижения табачной продукции в целом, на чем делается акцент при продвижении, какие каналы являются приоритетными.

— Действительно, с каждым годом законодательные ограничения в отношении продвижения табачной продукции становятся все жестче. На сегодняшний день реклама табачной продукции разрешена только в печатной прессе и в точках продаж. Наша деятельность по продвижению табачных изделий направлена только на совершеннолетних людей, которые уже сделали выбор относительно курения. И задача нашей маркетинговой деятельности состоит не в том, чтобы навязать людям процесс курения, а в продвижении наших марок. Исходя из этого и актуальных законодательных ограничений, мы сосредоточили нашу деятельность по продвижению продукции и стимулированию спроса в местах продажи и потребления продукции, а также в печатных СМИ.

«БАТ Россия» обеспечивает проведение рекламных акций в полном соответствии с законодательством РФ, международными маркетинговыми стандартами и своими внутренними маркетинговыми политиками.

— В 2003 году «БАТ Россия» приняла кодекс «Ответственного маркетинга», не могли бы Вы в целом более подробно рассказать о том, в чем он состоит. В связи с чем был принят кодекс? Как реализуются на практике принципы, заложенные в кодексе?

— Начиная с 1 января 2003 года, маркетинговая деятельность «БАТ Россия» осуществляется в соответствии с «Международными стандартами маркетинга табачных изделий», подписанными тремя ведущими международными табачными компаниями (BAT, PMI, JTI). Главная цель «Международных стандартов» — исключить несовершеннолетних из аудитории любых видов мероприятий по продвижению и дистрибуции табачной продукции.

В марте того же 2003 года «БАТ Россия» приняла «Кодекс ответственного маркетинга табачных изделий «БАТ Россия», который сводит воедино требования российского законодательства, «Международных Стандартов маркетинга табачных изделий» и внутренние положения о деятельности по продвижению продукции, принятые в «БАТ Россия».

Кодекс вводит дополнительные требования к содержанию рекламы, упаковке, процессу продаж и дистрибуции, а также описывает правила проведения акций по продвижению продукции и поддержки мероприятий. Новые требования введены с тем, чтобы маркетинговая деятельность компании была обращена исключительно к взрослым курильщикам, и потребители получали полную и достоверную информацию о продукции компании. На практике в «БАТ Россия» существует внутренняя процедура утверждения рекламных акций и материалов. Они все до начала их реализации проверяются на соответствие как действующему законодательству, так и положениям кодекса. Таким образом «БАТ Россия» обеспечивает проведение рекламных акций в полном соответствии с законодательством РФ, международными маркетинговыми стандартами и своими внутренними маркетинговыми политиками.

— Я думаю, что такие марки сигарет как Kent, Vogue и другие, входящие в портфель марок компании, не застрахованы от подделок. Что предпринимается для предотвращения производства и продажи поддельных сигарет?

— В настоящее время в России цены на сигареты по сравнению с европейскими государствами достаточно невысоки. И это существенным образом снижает риск появления подделок и контрабандных сигарет на нашем рынке. По статистике, общий объем нелегальной табачной продукции в России составляет в настоящее время не более 0,5%, что крайне незначительно. Например, в Польше он составляет около 20%, а в Литве более 35%. Среди мер, осуществляемых «БАТ Россия» для пресечения незаконного производства и оборота сигарет, можно выделить несколько основных.

Во-первых, компания ежедневно проводит мероприятия по мониторингу торговых точек, занимающихся продажей сигарет. Торговые представители проходят полный инструктаж в отделе безопасности компании, что позволяет им без каких-либо сложностей отличить оригинальную продукцию от подделки. В случае выявления в продаже нелегальной продукции, торговый представитель сообщает об этом в Отдел безопасности, который незамедлительно направляет информацию в правоохранительные органы.

Во-вторых, компания непрерывно работает над совершенствованием внешнего вида упаковки сигарет: усложняется печать, изменяется цветовая гамма, появляются рифленые зоны. Изменяется и внешний вид самих сигарет – вводятся новые формы фильтров, изменяются надписи. Все эти меры также защищают от подделки.

В-третьих, компания находится в постоянном контакте с правоохранительными и контролирующими органами (МВД, ФТС России, Роспотребнадзор), проводит семинары и встречи с представителями органов государственной власти. В ходе этих встреч происходит обмен мнениями и информацией о ситуации с поддельной и контрабандной продукцией, как на территории России, так в странах СНГ и Балтии. Более того, в конце текущего года наши марки, ввозимые на территорию России из других стран, будут включены в Федеральный реестр защиты объектов интеллектуальной собственности, что будет способствовать пресечению незаконного ввоза нелегальных сигарет на территорию России.

— «БАТ Россия» принимает активное участие в экологических программах в тех городах, в которых находятся фабрики. Расскажите, пожалуйста, более подробно о том, что уже было сделано?

— Поддержка экологических программ – важный элемент деятельности «БАТ Россия» в области корпоративных социальных инвестиций. В 2006 году «БАТ Россия» поддержала конкурс малых грантов на проекты по восстановлению и сохранению заповедников России в рамках соответствующей программы WWF. В Санкт-Петербурге «БАТ Россия» активно участвует в программе озеленения Приморского района, в котором расположена фабрика «БАТ-СПб». Этой осенью вместе с воспитанниками детского дома в Приморском районе сотрудники «БАТ-СПб» убрали и благоустроили территорию этого учреждения. В Саратове компания вносит вклад в благоустройство Фрунзенского района, где находится фабрика «БАТ-СТФ», и поддерживает программу по восстановлению саратовских родников. Осенью 2007 года «БАТ Россия» провела в Москве и Саратове ежегодные субботники под общим названием «Зеленый дозор». В день акции сотрудники «БАТ Россия» вместе с семьями поехали в лесопарковые зоны, где собирали мусор, сажали деревья, благоустраивали природные родники.

Жизнь компании

— Каким образом компания стимулирует своих сотрудников и что входит в социальный пакет сотрудника «БАТ Россия»?

— Социальный пакет компании разработан таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого сотрудника в независимости от его возраста или занимаемой должности. Сюда относятся и такая базовая вещь, как медицинская страховка, так и дополнительные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по беременности, корпоративная пенсионная программа, финансируемая за счет средств компании, предоставление свободного графика сотрудникам центрального офиса.

— Есть ли в компании какие-то особые формы поощрения и мотивации сотрудников?

— Да, есть, и в качестве примера мне бы хотелось привести программу «Время инициативных». В ходе программы каждый сотрудник может номинировать своих подчиненных, своего руководителя, коллег или даже самого себя на награждение. Информация обо всех номинация и награждениях находится в открытом доступе. Эта программа призвана поддерживать нацеленность сотрудников на победу и создавать условия к достижению высоких результатов. В компании уделяется много внимания материальным и социальным составляющим пакета. Но, на мой взгляд, амбициозного и активного человека, в первую очередь, привлекают возможности, которые перед ним открываются в нашей компании: карьерные перспективы, личное и профессиональное развитие.

— Не могли бы Вы более подробно рассказать о системе обучения для сотрудников?

— Обучение и развитие считается одним из важнейших принципов компании. Бритиш Американ Тобакко предоставляет разнообразные инструменты и возможности для развития. В целом все программы обучения в компании делятся на три вида: функциональные (технические), управленческие и программы повышения личной эффективности. В рамках первого вида программ сотрудники овладевают профессиональными навыками и знаниями, которые необходимы для работы в конкретном отделе. Управленческие программы разработаны для развития сотрудников в качестве будущих лидеров и руководителей «Бритиш Американ Тобакко Россия». Сюда относятся и управление собой, и управление другими, а также коучинг. Программы повышения личной эффективности помогают сотруднику развить навыки управление временем, навыки презентаций и многие другие.

— Что представляет собой обучение на рабочем месте?

— Давайте попробуем ответить на простой вопрос: что нужно для того, чтобы обучение было эффективным? В первую очередь, оно должно соответствовать индивидуальным планам персонального развития и стратегическим задачам компании. Важно правильно идентифицировать проблему и правильно выбрать способ ее решения.

В настоящее время большинство компаний выделяют несколько групп инструментов обучения и развития, среди них, такие как саморазвитие (чтение литературы, e-learning, видео-обучение), коучинг, работа в проектах, обратная связь, обучающие программы и так далее. Практика показывает, что при планировании развития сотрудники в первую очередь думают о тренингах, затем о чтении литературы на заданную тему, на третьем месте — работа в проектах. В нашей работе мы придерживаемся мнения что, для того чтобы получить необходимый эффект соотношение должно быть обратным: проектная работа, коучинг и обратная связь, — на первом месте, изучение литературы — на втором, а тренинги и семинары — только на третьем.

Почти все наши менеджеры-стажеры достигают высоких позиций за 3-5 лет работы в компании.

— Компания ежегодно проводит программу набора развития выпускников Management Trainee Program. Не могли бы рассказать, как построена система развития сотрудников, проходящих программу?

— Программа тщательно продумана и нацелена на развитие менеджера-стажера в нескольких направлениях. Прежде всего, компания хочет видеть своих специалистов людьми максимально компетентными в своей области. Поэтому для каждого менеджера-стажера составляется индивидуальный план развития, в основе которого лежит план ротаций в различных подразделениях компании. В него также включены тренинги, участие в проектах, возможно, работа за рубежом.

Достигая результатов и реализовывая проекты в условиях постоянных перемен (задач, руководителей, коллег), менеджер-стажер не только глубоко узнает процессы компании, но и знакомится с людьми. В реализации плана развития на протяжении всей программы принимает активное участие наставник менеджера-стажера, так называемый коуч. Коуч — это опытный и успешный менеджер, который поддерживает менеджера-стажера, помогает планировать его развитие. Каждые полгода проходит регулярная оценка развития менеджера-стажера и фиксируются показатели его роста.

Узнайте больше

О программе набора
менеджеров-стажеров на официальном сайте компании «БАТ Россия»

— Есть ли в истории «БАТ Россия» примеры, когда человек, пришел на начальную позицию и смог достигнуть высоких должностей?

— Сколько угодно! Очень многие (да почти все!) наши менеджеры-стажеры достигают высоких позиций за 3-5 лет работы в компании. Это и Анна Дианова, менеджер по персоналу восточно-европейского производственного дивизиона, и Лариса Пай, директор по персоналу «Бритиш Американ Тобакко Украина», и Анна Сазонова, менеджер проекта непрямых закупок, и Роман Курносов, технический менеджер по Европейскому Региону, и многие, многие другие.

— Каковы особенности корпоративной культуры «Бритиш Американ Тобакко»?

— Мы видим себя как компанию, которая дает своим сотрудникам свободу, возможность проявить и реализовать себя. При этом компания прекрасно понимает, что, давая свободу, она берет на себя определенный риск. Мы признаем, что все люди разные, и приветствуем это разнообразие: на каждом рынке «Бритиш Американ Тобакко» работает очень много представителей разных культур и национальностей. Мы постоянно находимся в состоянии диалога с сотрудниками. Все эти компоненты нашей культуры и делают ее отличной от других.

— «Бритиш Американ Тобакко» осуществляет свою деятельность в 180 странах мира. Скажите, каковы возможности российских молодых специалистов получить опыт работы в зарубежных офисах и фабриках компании?

— Я думаю, что возможности вполне реальны. Судите сами: в настоящий момент более 7% российских менеджеров работают на зарубежных рынках «Бритиш Американ Тобакко»: от Бразилии до Малайзии, от Великобритании до Дубаи. И в наших планах — с каждым годом увеличивать данный процент.