Программы развития для студентов и выпускников

«Второй пилот»: подразделение консалтинга и интеграции HP

Дмитрий Григорьев
Менеджер подразделения прикладных и инфраструктурных решений, HP
Hewlett—Packard

Не секрет — многие считают, что компания HP — это принтеры и ноутбуки, но не имеют представления о том, что в структуре компании присутствует отдел консалтинга и интеграции. Чем он занимается, какие требования предъявляются к его сотрудникам и что может дать людям работа в отделе? Дмитрий Григорьев, менеджер подразделения прикладных и инфраструктурных решений, помог нам разобраться в этих вопросах.


Дмитрий Григорьев пришел в компанию в августе 2000 года на позицию консультанта. Через несколько лет перешел на должность архитектора решений. Два года назад получил повышение и назначен на должность ITSM менеджера.

Что такое консалтинг и интеграция в HP?

— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о департаменте консалтинга и интеграции, о том, чем он занимается в России.

Новости своевременно

Получайте новости eGraduate.ru

По e-mail
RSS
Twitter

— Департамент Консалтинга и интеграции существует в НР Россия уже около 14 лет. Но значительный рост наблюдается только в последнее время. Если всего в НР в консалтинге и интеграции работают тысячи специалистов по всему миру, то в России это пока несколько десятков сотрудников.

Я руковожу отделом, который занимается прикладными инфраструктурами решениями. К основным решениям, которыми мы занимаемся, относятся управление услугами, центры обслуживания клиентов, прикладные решения в области приложений, базы данных... Если говорить о работе в консалтинге и интеграции, то можно выделить два направления. Первое — системная интеграция, когда человек что-то настраивает, «разрисовывает» инфраструктуру решения. Второе направление — это консалтинг.

—Скажите, пожалуйста, какие компании входят в число клиентов Вашего департамента?

— Это известные во всех областях бизнеса компании. В финансовом секторе это крупные банки, такие как «Райффайзен», страховые компании, в области телекоммуникаций — крупнейшие сотовые операторы (например, МТС). Есть и множество государственных организаций и предприятий, в целом список наших клиентов весьма длинный.

— А каковы дальнейшие перспективы и приоритеты развития отдела?

— По политике компании в целом все большее внимание в России уделяется продажам комплексных решений и связанных с ними консалтинговых услуг — консалтинговой системной интеграции. В данном случае речь идет не только о продаже какой-то отдельной программы, «железа», обеспечения, а о продаже комплексного решения и услуг вокруг него. НР планирует расширять рынок за счет перечисленных направлений, поэтому и к нам предъявляются все более и более серьезные требования. Мы должны наращивать свои знания, квалификацию.

В чем отличие работы в консалтинге и интеграции?

— А можете выделить какие-то отличия НР от конкурентов на консалтинговом рынке?

— Первое, что хочется выделить — это особенная культура внутри НР, где значительная роль уделяется самостоятельности человека, умению принимать решения и доверию.

У нас практикуется так называемый принцип management by objective («управление по результатам»), когда перед человеком ставится задача, но при этом не расписываются конкретные шаги по ее выполнению. Этот принцип позволяет людям развиваться и учиться принимать решения. (Подробнее об управлении по результатам и других особенностях корпоративной культуры компании читайте в интервью с Еленой Тергуевой, HR директором HP, и Борисом Ястребовым, менеджером по программам для молодых специалистов).

Стажер должен быть готов к тому, что постепенно всё больше и больше он будет действовать самостоятельно

— А это распространяется на стажеров, либо только на специалистов?

— Подразумевается, что человек должен этому научиться. От него требуется трудолюбие, самостоятельность. Естественно, он не попадает в безвоздушное пространство, мы берем его в слаженную готовую команду, в которой есть четкие методики обучения молодого специалиста. Тем не менее, человек должен быть готов к тому, что постепенно всё больше и больше он будет действовать самостоятельно.

— А какие преимущества работы в консалтинге и интеграции можете выделить? Почему кандидаты должны идти работать именно к вам?

— Это очень привлекательная и очень интересная область, где существуют большие возможности для развития. В случае успешного роста молодого сотрудника, через год после начала работы он уже может взаимодействовать с представителями клиента серьезного уровня. А для нас — это ключевой показатель высокого профессионализма.

— А есть ли какие-то отличия работы в консалтинге по сравнению с другими департаментами НР?

— Конечно. Прежде всего, это «внешний» департамент: мы постоянно перед лицом заказчика, мы постоянно видим заказчика, разговариваем с ним, учимся понимать его потребности, представляем ему решение. Для нас заказчик стоит всегда на первом месте. Второе — это самостоятельность в работе. Тут тоже надо четко понимать, что зрелые специалисты — это люди, которые самостоятельно на проектах принимают серьезные решения. И третье — это постоянная новизна и сложность задач, это не рутинное выполнение операций в течение длительного времени, а постоянное развитие в новых областях, потому что технологии и решения не стоят на месте.

В консалтинге работы много — это точно! Это одно из тех подразделений, где надо к этому готовиться.

— Если говорить про НР в целом, то для компании свойственен достаточно демократичный стиль. Означает ли близость людей, которые работают в консалтинге и интеграции, к клиенту, что здесь все-таки стиль взаимодействия несколько другой, более строгий?

— Если говорить о стиле в одежде или во внешнем виде, то, конечно, когда консультант идет на встречу с заказчиком, он должен выглядеть соответствующим образом. Если говорить о стиле внутри организации, то, безусловно, мы полностью следуем культуре НР, мы в высшей степени демократичны.

— Дмитрий, традиционно работа в консалтинге ассоциируется у людей с большим количеством переработок. Насколько людям в вашем подразделении удается соблюдать баланс работы и личной жизни?

— В первый год надо четко себе представлять, что человек учится, и к концу года он должен уметь выполнять определенные задачи и иметь определенные навыки. Сколько времени человек потратит, чтобы их получить? Все люди разные: кому-то это ничего не стоит, а кто-то будет сидеть день и ночь.

— В среднем в консалтинге люди много перерабатывают?

— В консалтинге работы много — это точно! Это одно из тех подразделений, где надо к этому готовиться. Работать приходится много и тяжело!

Кого хочет видеть «Консалтинг» у себя?

— Дмитрий, какими качествами должен обладать сотрудник консалтинга и интеграции?

— Специалисту по консалтингу необходимо иметь способности к ведению переговоров, умению организовать людей, общаться, проводить презентации. Если говорить о системной интеграции, то здесь требуется комплексное видение задач и более глубокие технические знания.

— На что вы больше обращаете внимание при отборе молодых специалистов: на возможный предыдущий опыт или личностные качества?

Узнайте больше

О возможностях для студентов и молодых специалистов на карьерном портале HP

— Опыт всегда является преимуществом. Он показывает то, чем человек интересуется, где успел поработать. Что касается личностных качеств, то первое, что я хотел бы подчеркнуть — это трудолюбие. Мы в течение года должны вырастить человека до такого уровня, который позволит ему поддерживать и развивать отношения с достаточно серьезными представителями заказчика (например, с руководителями подразделений). А для этого придется долго и серьезно работать. Помимо того, что человек должен быть обучаемым, сообразительным, трудолюбивым, он должен иметь мотивацию на достижение такого профессионального и личностного уровня, чтобы на равных беседовать, например, с IT директором мелкого или среднего предприятия.

Что может дать тебе работа в консалтинге и интеграции?

— Дмитрий, а можете привести примеры проектов, которые выполняет молодой специалист, не имея никакого опыта за плечами?

— Хочу отметить, что люди у нас развиваются в процессе работы. Но на старте все же идет определенное базовое обучение: создается план развития, человек изучает определенную область, затем готовит презентацию, читает ее перед коллегами, после чего они дают ему обратную связь по его выступлению. Оценивается не только то, как он проработал материал, но и то, как человек подает информацию и работает с аудиторией.

После этого человеку уже дают определенные проектные задания. Обычно подключают к текущему проекту «вторым пилотом». На данном этапе в число задач может входить, например, ведение отчетов по встречам и семинарам, которые проводятся в рамках проекта, подготовка проектной документации. Шаг за шагом задачи усложняются и к концу этого срока (по истечении года) человек уже должен самостоятельно сделать какой-то небольшой проект начиная от подготовки предложения для заказчика и заканчивая его реализацией.

— В HP нет предопределенных карьер, тем не менее, предположим, человек пришел на стартовую позицию в консалтинг, что ждет его дальше?

Познакомьтесь с HP поближе

Профиль Hewlett-Packard на LinkedIn

— У нас есть целые профессии со своими уровнями и требованиями к каждому из них. Развитие человека происходит в рамках конкретной профессии. Например, технический консультант или архитектор решений в зависимости от своего уровня должны обладать определенными знаниями и навыками.

Результат работы у нас определяется просто: критерий истинности — это заказчик. Если заказчик принял результаты работы, все здорово, тут нет каких-то двусмысленностей, которые могут возникать в других областях. Это и служит поводом для продвижения человека на следующую позицию.

— А вы могли бы подробнее рассказать о тренингах: как и как часто они проходят?

— В начале работы тренинги проходят достаточно часто. Они бывают двух типов. Есть определенный набор обязательных тренингов, которые проходит каждый специалист в НР (например, тренинги по правильному бизнес поведению, технике безопасности). Есть тренинги, связанные с нашим отделом — это тренинги по базовым навыкам консалтинга, которые должны пройти все сотрудники в первый год работы. А дальше тренинги уже разделяются в зависимости от специализации человека.

Если брать в целом весь набор тренингов, то они могут проходить как в России, так и за рубежом. Есть возможность пройти web-based тренинги.

Советы кандидатам от Дмитрия Григорьева

— Дмитрий, что можете посоветовать нынешним кандидатам, которые хотят попасть в компанию в ваш отдел? Как лучше подготовиться к отбору и нужно ли готовиться вообще?

— Конечно, нужно. В первую очередь, нужно для себя понять, что ты хочешь, и где хочешь работать, что тебе интересно, использовать возможный предыдущий опыт работы. И я еще раз обращаю внимание на хорошее русское слово «трудолюбие» — это одно из серьезных условий для успешного роста в консалтинге, особенно в первый год.

— Дмитрий, что можете посоветовать молодым специалистам, которые сейчас придут в консалтинг и интеграцию? Как добиться успеха?

— Учиться, учиться, учиться, работать, работать, работать… Больше самостоятельности!