Программы развития для студентов и выпускников

Расти, учись и играй вместе с L’Oreal!

Екатерина Прокофьева
Практика «Производство» компании Graduate
L'Oreal

Знаете ли вы, что участие в бизнес-играх может сделать приобретение реального рабочего опыта менее сложным для молодого специалиста? Об этом и многом другом вы узнаете из интервью с Анной Козловой, директором по персоналу, и Наталией Пудаловой, менеджером по подбору персонала.


Признайтесь, вам нравится побеждать, чувствовать себя лучшим, успешным, уверенным в своих силах и знаниях? Даже в том случае, когда вы проигрываете, вы понимаете, что научились чему-то новому, а значит, в следующий раз сумеете избежать старых ошибок. А знаете ли вы, что приобретение подобного опыта может быть не столь болезненным, если вы участвуете в бизнес-играх?

Новости своевременно

Получайте новости eGraduate.ru

По e-mail
RSS
Twitter

Что они собой представляют? Подобная игра — это имитация реальной бизнес ситуации, во время которой анализируются отдельные аспекты деятельности компании. Результаты анализа, в свою очередь, используются участниками для принятия конкретных решений.

Где могут использоваться бизнес-игры? В самых разных областях экономики и, надо отметить, их популярность постоянно растет. Сегодня такие игры встречаются при подготовке студентов и школьников, обучении персонала, а также оценке потенциальных кандидатов.

Помимо этого, бизнес-игры позволяют компаниям привлечь к себе внимание самых активных и амбициозных студентов и выпускников, а главное, покорить их сердца.

Что дает участие в подобной игре? Во-первых, это уникальная возможность почувствовать себя в роли одного или сразу нескольких руководителей, принимать стратегически важные решения, но при этом всегда иметь право на ошибку и второй шанс. Во-вторых, это позволяет познакомиться с тем, как устроена и работает та или иная сфера бизнеса, и в чем состоят задачи конкретных специалистов. Ну и, в-третьих, участие в бизнес-игре — это один из самых эффективных и интересных способов начать свою карьеру в компании.

Игра E-Strat Сhallenge, проводимая компанией L’Oreal, пожалуй, наиболее известна и популярна среди российских студентов. В данный момент она в шестой раз стартует в России, что и послужило поводом для нашего разговора с Анной Козловой, директором по персоналу, и Наталией Пудаловой, менеджером по подбору персонала L’Oreal. Помимо E-Strat Challenge, у компании есть и другая игра для студентов. О ней мы тоже задали несколько вопросов, но разговор наш начался с E-Strat.

Об игре E-Strat Challenge

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о E-Strat Challenge, как она проводится и в чем ее суть.

— E-Strat Challenge — это онлайн-игра, в которой могут участвовать студенты из любых вузов, городов и стран. В течение игры каждая команда управляет виртуальной косметической компанией Prima, принимая решения, касающиеся маркетинга, логистики, финансов, продаж. Цель всей игры — увеличить рыночную стоимость акций своей компании.

Попробуйте свои силы

Участвуйте в бизнес-игре Reveal компании L'Oreal

Prima конкурирует на рынке с тремя виртуальными косметическими компаниями, у которых также есть свои бренды и интернет-порталы, занимающиеся продажами товаров. Решения принимает не только ваша команда, но и компании-конкуренты, действующие согласно заложенной в них программе. Таким образом, ситуация на рынке постоянно меняется.

Надо отметить, что все компании команд участников существуют параллельно и не пересекаются на одном рынке между собой. Изначально условия у всех равные, но поскольку команды принимают разные решения, то в итоге оказываются на разных позициях.

В течение игры есть пять периодов, когда участники принимают решения. По окончании пятого периода в каждой стране выбираются команды, достигшие определенной стоимости акций. Для этого устанавливается уровень, выше которого все команды признаются победителями.

В течение шестого периода лучшие команды из каждой страны пишут бизнес-план развития своей компании на 3 года вперед и отправляют его в электронном виде жюри во Францию. Жюри состоит из топ-менеджеров компании, которые, оценив бизнес-планы, выбирают команду финалистов в каждой географической зоне.

Команда победитель в своей зоне едет в Париж презентовать и защищать свой бизнес-план. В жюри входят представители L’Oreal, нашего спонсора EuroNews, Microsoft, которая в этом году является нашим партнером по игре, а также компании, которая создавала E-Strat.

— Сколько участвовало российских команд в последней игре?

— В последней игре зарегистрировалось около 320 российских команд. Ежегодно количество команд существенно увеличивается. В 2001 году, когда игра впервые проводилась в России, было зарегистрировано 30 команд, в 2002 — около 100, в 2003 — 210 команд и в 2004 — 320. Мы вряд ли когда-нибудь догоним китайцев, у которых уже больше 1000 команд, и их число продолжает расти, но по количеству команд мы десятые в мире. Всего в игре участвует около 130 стран, включая Камерун и Камбоджи, где стабильно участвует по одной команде.

— Исходя из того, что желающих участвовать в E-Strat так много, правильно я понимаю, что часть команд отсекается на этапе регистрации?

— В предыдущие годы команды действительно отсекались на этапе теста, заполняемого при регистрации. В тесте было три-четыре простых вопроса и мини case-study.

С 2006 года в первом раунде смогут играть все желающие. Этот раунд будет являться отборочным, а со 2 по 5 раунд будут играть только те команды, которые прошли отбор в первом.

В команде один человек является «креативщиком», другой финансистом, который все четко просчитывает, и третий — медиатором, который пытается примирить две разных точки зрения.

— Почему в команде может быть только три человека?

— Таковы правила… Идея в следующем: один человек является «креативщиком», другой финансистом, который все четко просчитывает, и третий — медиатором, который пытается примирить две разных точки зрения.

— Говоря о процессе принятия решений, я не ошибусь, если скажу, что в случае, когда кто-то из конкурентов принял эффективное решение, остальные компании теряют долю рынка?

— Да, конечно. Например, компания решила запустить люксовый брэнд, поскольку, посмотрев карту брэндов, она увидела, что другие компании качественных люксовых брэндов не имеют. Она потратила деньги на инвестиции, научные разработки, производство и через два периода запустила эту марку. И вдруг выясняется, что компания конкурент параллельно тоже запустила подобный люксовый брэнд и доля в 30%, на которую мы рассчитывали, упала в два раза, а значит инвестиции не оправдались. Таким образом, было принято ошибочное решение.

— Как вы считаете, сколько может отнимать времени в неделю управление компанией?

— По нашим оценкам необходимо найти около 3-4 часов перед сдачей результатов, чтобы принять какое-то решение.

Все распределяют время по-своему: кто-то сидит по часу каждый день, кто-то устраивает brainstorm в субботу утром, чтобы вечером сдать решение… Я думаю, если вы действительно хотите выиграть, то в игре нужно использовать элементы математического моделирования, поэтому на период команда должна тратить около 4-5 часов, а период — это неделя.

В игре каждый должен выбрать свою стратегию и понять, как и на что он будет реагировать.

— С какой периодичностью команда отправляет свои решения?

— В течение недели команда получает результаты предыдущего решения и через два-три дня должна отреагировать, отправив новое решение.

К примеру, в прошлом периоде вы потратили на исследования 5000, на производство 10000, запустили новый продукт. Вам приходит через 2 дня ответ: «Поздравляем, ваши акции выросли на 10 пунктов, принимайте следующее решение». Вы смотрите, как себя повели конкуренты, как изменяются популярность и продажи ваших марок, и выбираете, куда стоит инвестировать, а куда нет. Через некоторое время вам снова приходит ответ о том, как изменились ситуация на рынке и стоимость ваших акций. Бывает так, что от решения к решению у команд стоимость акций сильно скачет.

По нашим наблюдениям, если ты сначала инвестируешь много денег, и первые два-три периода у тебя идут провальные, ты «выстреливаешь» на четвертом и пятом и сможешь достичь очень высоких результатов.

Значения стоимости акций тех, кто не решается вначале инвестировать значительные суммы в развитие компании «скачут в серединке», но, как правило, лидерами такие команды не становятся. В игре каждый должен выбрать свою стратегию и понять, как и на что он будет реагировать.

Российские участники были самыми молодыми финалистами — им было по 19 лет, а средний возраст участников игры — 25 лет. Все были поражены, что такие молодые ребята сделали хорошую презентацию с сильной стратегической линией.

— Насколько успешно выступают команды из России?

— В 2005 году российская команда заняла третье место в международном финале, что произошло впервые за всю историю проведения игры в России. Нас представляла команда студентов из СПбГУ, факультет менеджмента. Они были самыми молодыми финалистами — нашим было по 19 лет, а средний возраст участников игры — 25 лет. Все были поражены, что такие молодые ребята сделали хорошую презентацию с сильной стратегической линией. Это действительно очень хороший результат, поскольку в игре участвуют команды из 130 стран мира, и добиться таких успехов по сравнению с более взрослыми и опытными соперниками сложно.

— Что дало нашим финалистам полученное третье место в сотрудничестве с компанией?

— Во-первых, этой команде было оказано очень пристальное внимание: журналисты НТВ сняли о них отдельный репортаж в Париже, в России команда сделала презентацию перед комитетом директоров. После презентации у них была возможность пообщаться с каждым из директоров и понять, как функционируют и за что отвечают отдельные подразделения.

Во-вторых, каждому из победителей предложили стажировку в российском филиале (работать они еще не могут, так как пока учатся) и у каждого было право выбора, в каком отделе они хотят стажироваться.

Все трое приняли решение пройти стажировку. Двое молодых людей занимались trade-маркетингом в разных отделах, а девушка стажировалась в финансах, где у нее был проект при финансовом директоре.

— Как вы считаете, для каких людей эта игра?

— В ней могут принимать участие студенты, интересующиеся самыми разными областями экономики, поскольку решения затрагивают все основные сферы бизнеса. Если вы знакомы с тем, что такое бизнес-план и как его составить, имеете немного знаний в маркетинге, финансах, то вам будет очень интересно участвовать в этой игре.

Кроме того, игра будет интересна не только тем, кто получает экономическую специальность, но и студентам с техническим образованием, поскольку в игре приходится делать много аналитических расчетов.

L'Oreal Brandstorm

— Насколько я знаю в L’Oreal проходит еще одна игра. Расскажите, пожалуйста, о ней более подробно.

— Раньше эта игра называлась Marketing Award, сейчас ее переименовали в Brandstorm. Она, скорее всего, будет интересна тем студентам, которые увлекаются маркетингом, потому что участие в игре даст им возможность на практике познакомиться с работой брэнд-менеджера.

В течение игры участники должны создать новый продукт в уже существующей линейке. Серию продуктов мы определяем сами — в прошлом году это был Studio Line, до этого — Biotherm Homme, в 2006 году это Lancôme Bodycare.

От команд требуется не просто вывести на рынок новый брэнд, а создать целую стратегию по его продвижению.

Задача команд состоит в том, чтобы проанализировать марку, конкурентов, рынок, на котором эта марка представлена и запустить тот продукт, который что-то изменит (в идеале «взорвет рынок»). Но от них требуется не просто вывести на рынок новый брэнд, а создать целую стратегию по его продвижению.

В процессе игры команды сотрудничают с крупнейшим международным агентством, которое работает с нашим отделом маркетинга по адаптации и созданию продуктов. Участники представляют агентству свои идеи, а оно, в свою очередь, их воплощает в жизнь. Команда полностью самостоятельно придумывает концепцию продукта: название, упаковку, то, как будет выглядеть реклама, каких моделей для нее нужно использовать. То есть команды работают как «креативщики», а агентство воплощает их идеи в жизнь в рамках условий игры.

— Когда проводится эта игра и в чем ее особенности?

— Brandstorm проходит приблизительно в те же сроки, что и E-Strat Challenge. Мы запускаем ее в ноябре, а в июне обычно организуется международный финал.

Узнайте больше об игре Brandstorm

На официальном сайте L'Oreal Brandstorm

В отличие от E-Strat, в Brandstorm мы ограничиваем количество вузов, которые могут в ней участвовать. Это происходит по той причине, что игра требует большого количества ресурсов, как наших, так и агентства. Сейчас нашей целевой аудиторией являются СПбГУ (факультет менеджмента), МГУ, МГИМО, а также в этом году мы начнем работать с Высшей Школой Экономики.

Первый этап игры — это исследование рынка. Мы делаем презентацию студентам. Те из них, кому интересно участие в игре, создают команды и регистрируются на сайте. В течение нескольких недель студенты работают над заданием, связанным с исследованием рынка, гаммы продуктов. Затем проходит отборочный тур, во время которого жюри отбирает одну или две команды от каждого вуза. Именно эти команды потом будут заниматься разработкой рекламы и стратегии продвижения нового продукта.

На российском финале в мае 2006, где соберутся все команды, жюри выберет лучшую. Она едет в Париж на международный финал, в котором участвуют команды из 30 стран-участников Brandstorm.

Нашим студентам пока не хватает стратегического видения: они могут придумать продукт, но не всегда могут посчитать, что с ним будет через два года.

В этой игре России пока не удавалось занять одно из трех призовых мест. Все команды предлагают интересные, креативные идеи, конкурировать с которыми всегда сложно, поскольку в вопросах об оригинальности и перспективности того или иного проекта четких критериев нет.

Еще одна сложность состоит в том, что нашим студентам пока не хватает стратегического видения: они могут придумать продукт, но не всегда могут посчитать, что с ним будет через два года.

Для нас, как для компании, Brandstorm интересна тем, что мы легко можем выявить потенциальных брэнд-менеджеров, так как в течение трех месяцев имеем возможность наблюдать за командами, видеть, как они презентуют, придумывают, насколько хорошо умеют анализировать. В этом году, например, мы взяли двух российских финалистов на программу Management Training Programme и выявили еще несколько человек, которые нам интересны, но пока еще учатся.

— Кто стал победителем в России?

— Снова СПбГУ, они лидируют по количеству зарегистрированных команд.

— Чем это вызвано? Почему именно Петербург?

— Успех, отчасти, зависит от опыта. В 2005 году МГУ и МГИМО участвовали второй раз и выступили гораздо сильнее, чем до этого.

В Brandstorm нам важна не только идея, но и то, как она преподносится. Пока московские студенты, к сожалению, делают стандартные презентации. Создать из презентации шоу получается только у питерцев, потому что они одновременно могут проявить творческий подход и четко все преподнести. У москвичей опыта в этом еще не так много, но я думаю, что презентации этого года будут успешнее.

— Стоит ли в ваших планах выход с этой игрой в Новосибирск и Екатеринбург, где тоже очень сильные вузы?

— Мы планируем, но не сейчас. На данный момент у нас пока, к сожалению, не хватает временных ресурсов на большое количество вузов. Также возникает проблема с агентством, которое будет реализовывать идеи.

— Когда и где вы собираетесь анонсировать игры?

— Рекламная кампания E-Strat Challenge проходит в октябре-ноябре 2005 года. Brandstorm мы будем анонсировать исключительно в тех вузах, с которыми будем сотрудничать.

— Где в Интернете появится информация обо всех мероприятиях?

— Поскольку пока у нас нет сайта в интернете на русском языке, мы планируем открыть страничку www.loreal-hr.ru, где будет анонсироваться вся информация о текущих и будущих проектах. Также всю информацию о бизнес-игре Reveal можно будет найти на специальном сайте, посвященном игре. И, помимо этого, мы анонсируем наши проекты на сайтах, активно посещаемых студентами, таких как www.eGraduate.ru.