Программы развития для студентов и выпускников

«Мир идей» Яндекса

Анна Кулагина, Ирина Шахмаметова
Компания Graduate
Яндекс

Компания «Яндекс» говорит о своей готовности инвестировать в студентов и молодых специалистов, но и взамен ожидает от них многого. Об особенностях образовательных программ компании и о возможностях для молодых специалистов рассказали Людмила Швецова, руководитель отдела по работе с персоналом, и Дина Литвинова, менеджер по связям с общественностью.


О компании и работе в ней

— «Команда Яндекса насчитывает уже более 1000 человек, но интересных задач гораздо больше, чем нас, поэтому мы постоянно растем и ищем талантливых людей», — написано в разделе «вакансии» на сайте «Яндекса». Какие же задачи ставит перед собой компания? Неужели к их решению можно приступить уже с первых дней работы у вас?

Людмила Швецова: Задача Яндекса – придумывать и создавать массовые интернет-сервисы. Как правило, человек, пришедший в Яндекс, уже знает, чем будет заниматься, это обсуждается ещё на этапе собеседования. Причем с кандидатом, который нас заинтересовал, нередко беседуют руководители нескольких смежных проектов, и он может выбрать тот, который ему ближе.

У нас всегда много идей, для реализации которых нам нужно много сотрудников. Как пример, у одного из наших руководителей существует список идей с предположительными сроками и оценками ресурсов для их воплощения на семь лет вперёд. Сейчас мы ограничены только «физическими возможностями» найма. С одной стороны, на рынке не так много специалистов, которые потенциально могли бы прийти в Яндекс. А с другой, скорость найма внутри нашей компании сдерживается возможностями наших сотрудников, которые должны новичков отобрать и обучить.

— Меняется ли что-то, если речь идёт о молодом специалисте? В какие проекты компании он может быть вовлечён?

Людмила Швецова: Мы не проводим чёткой линии, разграничивающей молодых специалистов и специалистов с опытом – можно еще учиться и при этом быть старшим разработчиком. Для внятных людей, способных к развитию, но еще не имеющих опыта работы, у «Яндекса» тоже есть задачи. Например, в позапрошлом году, когда «Яндекс» проводил интернет-конференцию с президентом России, мы пригласили группу студентов модерировать проект. Некоторые из них остались работать в компании на постоянной основе.

Людмила Швецова

— Людмила, насколько нам известно, часть рабочего времени сотрудники компании могут уделять участию в интересных им проектах, что не является прямой должностной обязанностью. Действительно ли это так? Как организуется рабочий день сотрудника «Яндекса»?

Людмила Швецова: Разграничения на скучные и нескучные задачи у нас нет – главное найти того человека, которому интересна именно эта работа. Никто не мешает сотруднику реализовывать идеи, которые напрямую не связаны с его основной работой. Если бы люди выполняли ровно ту задачу, для решения которой их взяли, у нас не появлялись бы новые проекты. При этом, безусловно, важно успевать делать основную работу.

Наша задача — придумывать и создавать массовые интернет-сервисы.

— Сегодня представительства «Яндекса» работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе, Киеве, Симферополе. Людмила, планирует ли компания расширять свою деятельность в других городах?

Людмила Швецова: Говорить о бизнес-планах — это компетенция руководителей бизнеса. От себя могу сказать: мы очень открыты и с интересом смотрим на специалистов из самых разных городов России и не только. В какой форме мы будем сотрудничать с таким специалистом — это вопрос договоренностей, здесь «Яндекс» гибкий. Многих людей мы приглашаем на работу в один из наших офисов, кому-то помогаем с переездом. Кстати, сейчас в компании работают люди более чем из 150 городов.

— Лидерство «Яндекса» на российском рынке сегодня несомненно. Но кого можно считать основными конкурентами компании, в частности на рынке труда?

Людмила Швецова: Опять-таки буду говорить не о конкуренции в целом, а о конкуренции именно на рынке труда. С одной стороны, мы IT-компания. И здесь нашими конкурентами являются все работодатели, у которых есть разработчики, системные администраторы, интернет-проекты. С другой стороны, мы медийная компания. Это рынок интернет-рекламы, и на нем наши конкуренты — медийные компании.

Образовательные проекты «Яндекса»

— Насколько нам известно, компания «Яндекс» является организатором целого ряда образовательных проектов. Это и соревнования по поиску в интернете, и выездные семинары по интернет-рекламе, которые проводят специалисты компании, и поддержка олимпиад по программированию, и Школа анализа данных. Думаю, читателям будет интересно подробнее узнать об этих проектах. Почему компания готова инвестировать средства в подобные программы? Что это даёт «Яндексу»?

Людмила Швецова: Я отвечу на этот вопрос с точки зрения HR, хотя, конечно, будет не всеобъемлющий ответ.

Ряд наших проектов связан с повышением уровня пользования интернетом. Другие – с привлечением молодых специалистов. А «Школа анализа данных» — это не только подготовка кадров, но и вклад в развитие науки. Научная школа анализа данных появилась в России еще в 60-70 годах, и именно благодаря этому Россия сегодня — одна из немногих стран, где есть свои «домашние» поисковые технологии, Все «старшее» поколение разработчиков «Яндекса» выросло в этой культуре, и мы хотим возродить среду, которая поможет расти новым талантам.

Дина Литвинова

— Мы заговорили о школе анализа данных. 30 Ноября 2007 года завершился первый семестр. Людмила, как вы оцениваете результаты?

Людмила Швецова: К нам пришло 80 человек и очень немногие из них нас покинули. Студентам интересно, и мы этому очень рады. Многие учатся в вузе, кто-то работает, но они готовы находить время, чтобы больше общаться с нашими разработчиками, ходить на семинары «Яндекса», включаться в research-проекты.

— Студентами школы стали 80 человек из более чем 500 подавших заявки, согласно данным на сайте. По какому принципу отбирались эти люди? Как организована процедура вступительных экзаменов в школе «Яндекса»?

Людмила Швецова: Были определённые формальные критерии, в частности нужно было обладать некоторым минимум знаний в области математики и ряда других дисциплин. Уровень кандидата выявлялся в ходе собеседования, проводили его люди, которые сейчас преподают в школе. К сожалению, в этот раз мы не смогли принять в «Школу анализа данных» людей из других городов, не готовых к самостоятельному переезду в Москву.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о соревнованиях по поиску в интернете? Насколько нам известно, этому проекту уже 8 лет. Как родилась идея таких соревнований?

Дина Литвинова: Идею коллективно придумали в «Яндексе» где-то в 2001 году, когда Рунет еще был маленьким. Эти соревнования давали возможность показать, как искать в сети и что этот навык дает. Сейчас «Кубок Яндекса» стал своего рода «спортивным» состязанием, праздником, которого ждут тысячи активных пользователей интернета.

— Дина, поддерживает ли компания связь с победителями предыдущих лет?

Дина Литвинова: Да. На сайте «Кубка» есть своеобразная доска почета — фотогалерея победителей. Некоторые из них потом были приглашены в жюри следующих соревнований. Кстати, многие победители описывают методику поиска и таким образом передают опыт новичкам.

— Специалисты «Яндекса» делятся своими знаниями в области интернет-рекламы, участвуя в различных региональных семинарах и конференциях. Почему особый акцент сделан на региональных проектах?

Дина Литвинова: Мы рассказываем об особенностях интернет-рекламы регионам, потому что там меньше возможностей получить информацию. «Яндекс» начал регулярно проводить такие семинары в 2004 году, и сейчас заметно, что на наши мероприятия приходит всё более и более опытная аудитория, это чувствуется по вопросам. Кроме того, растет количество слушателей, например, в прошлом году на семинарах в Днепропетровске и Екатеринбурге побывало по 350 – 400 человек.

Возможности для молодых специалистов

— С октября прошлого года в компании действует программа стажировок для студентов старших курсов и аспирантов. Согласно сайту компании, «во время стажировки студенты принимают участие в работе над учебными и «боевыми» проектами, посещают семинары и лекции в Яндексе, знакомятся с Яндексом «изнутри»». Над какими же проектами приходится работать стажёрам?

Новости своевременно

Получайте новости eGraduate.ru

По e-mail
RSS

Людмила Швецова: Еще до появления программы в разных департаментах Яндекса практиковались стажировки, но мы не позиционировали их как регулярные.

Если говорить о программе, которую мы объявили в октябре, то она, во-первых, долгосрочная, во-вторых, адресована прежде всего будущим разработчикам У наших проектов всегда есть какие-то нереализованные задачи, для которых не хватает ресурсов. Они могут быть не очень приоритетными в плане сроков исполнения или не требующими высокой квалификации (на первых этапах). Именно такие задачи мы и предлагаем нашим стажёрам.

У программы стажировок есть куратор — человек с большим преподавательским опытом. Под его руководством группы стажёров работают над проектами и таким образом учатся, знакомятся с «Яндексом». Многие из тех, кто участвовал в стажировках, теперь работают у нас на постоянной основе.

— Людмила, а соотносятся ли сроки программы стажировки со временем учебного года студентов?

Людмила Швецова: Мы объявили о стажировке в начале учебного года, но эта программа не мешает учебе. Стажёры не обязаны быть в Яндексе полный рабочий день, у них свободный график. Они должны посвящать работе минимум 10 часов в неделю — это посильная нагрузка для большинства студентов.

— Насколько нам известно, стажировка проходит в двух департаментах: лаборатории распознавания образов и департаменте разработки. Можно ли подробнее узнать об этих подразделениях?

Людмила Швецова: Лаборатория распознавания образов (территориально находится в Независимом московском университете) — это наши партнеры и наши друзья. В рамках этого проекта решаются математические и прикладные задачи с использованием данных «Яндекса». Кроме того, мы помогаем лаборатории находить людей для работы и курируем проект.

— Почему именно в этих департаментах проходят стажировки? Планируется ли увеличить количество подразделений, принимающих стажёров?

Людмила Швецова: Здесь мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Пообщавшись с разработчиками, мы поняли, что они уже готовы брать и обучать студентов. В некоторых других департаментах есть желание, но еще нет возможностей.

В идеале мы придём к тому, что в каждом департаменте у нас появятся стажировки для молодых специалистов. По крайней мере, на этот год такие задачи мы перед собой ставим.

— Людмила, как проходит отбор на стажировку?

Людмила Швецова: Кандидатам нужно заполнить анкету, которые размещена на нашем сайте, а затем пройти тесты и собеседование с разработчиками.

— А какими качествами и навыками должен обладать идеальный для компании кандидат?

Людмила Швецова: Это, во-первых, так называемые hard skills, прежде всего математическая подготовка. Во-вторых, важен интерес. Люди, которые идут в Яндекс ради того, чтобы чему-то научиться, у нас приживаются быстро.

— Каковы перспективы участника стажировки после её завершения?

Людмила Швецова: Ребята начинают работать в группах под руководством кураторов, потом переходят в конкретные проекты в качестве стажёров, а затем им предлагают работу в штате «Яндекса». Такой путь прошли многие участники стажировки.

Мы намеренно не обозначаем чётких временных рамок для стажировок. Ориентировочно заложен срок в 6 месяцев, в течение которых человек может дорасти до уровня, когда ему можно предлагать вакансию опытного специалиста «Яндекса». Если же кому-то нужно больше времени, можно продолжить обучение.

— Людмила, Дина, большое спасибо за ваши ответы! Мы желаем дальнейшего успешного развития компании и программе стажировки.